Система реставрационных организаций в России | Реставрация памятников культуры


Обсудить статью
Поделиться в социальных сетях:
Система реставрационных организаций в России | Реставрация памятников культуры

Система реставрационных организаций в России | Реставрация памятников культуры



Приветствую читателей блога Александр Кустова! На сей раз пробежимся по истории реставрации памятников культуры в России и развитию реставрационных организаций.


Так что же такое наша культура? Это Кремль, Старый Арбат, мудрость Пушки на, Сухарева башня, архитектура северных деревень, великая живопись...



Юрий Бондарев



Культура — величайшая ценность на Земле. Приходят и уходят разные типы общественного уклада жизни, появляются и исчезают на географических картах названия различных государств, возникают и забываются имена императоров и политических деятелей, а культура остается. Культуру трудно сформировать, но еще труднее уничтожить. Видимо, по этой причине те, кто после 1917 года в России заявлял «Мы наш, мы новый мир построим!», не смогли его построить, и начав массовое разрушение памятников архитектуры с обстрела и разрушения Зимнего дворца в Петербурге и кремлевских башен в Москве, с повсеместного уничтожения культовых зданий (независимо от веры), в конце концов устами В.И. Ленина заявили: «Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все здания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не сможем ».



Следствием такого «культурного вызревания» советской власти явились национализация и сохранение крупных художественных музеев, в том числе Эрмитажа и Третьяковской галереи (хотя в первые десять лет советской власти тысячи бесценных произведений изобразительного и ювелирного искусства были проданы за рубеж — на что-то власть нищей страны должна была существовать!), приспособление исторических зданий и ярких произведений архитектуры под музеи и общественные здания. Правда, порой эти новые функции общественных зданий были противоестественными. Например, Новочеркасский кафедральный собор Вознесения Господня — третий по величине православный храм в Европе — был приспособлен под машинно-тракторную станцию, а его двухъярусные подвалы с усыпальницей донских атаманов — под склад зерна местного пивзавода. Ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы был превращен в городской зверинец, таганрогская церковь св. Николая — под артельные мастерские; многие церкви стали эксплуатироваться как спортивные залы и конторские помещения. Подавляющее большинство христианских церквей, исламских мечетей, еврейских синагог, караимских кенасс и буддийских дацанов было разрушено до основания. Пострадали даже вспомогательные сооружения.



Еще больше пострадали дворянские усадьбы, представляющие, как правило, комплекс здания дворцового типа и прекрасный парк. Приведем лишь три примера из разных регионов России.



Тверская область, усадьба Знаменский Раек. Проект был разработан известным русским архитектором Львовым. После «изгнания» хозяев усадьба была превращена в Дом отдыха для партработников, потом в исправительную колонию. Последние десятилетия здесь размещается лагерь отдыха детей. Классическая музыка здесь не звучала более 100 лет. К счастью, в наши дни ансамбль зданий усадьбы реставрируется, но под что оно будет приспособлено в будущем — пока не известно.





К счастью, можно привести немало примеров настоящего героизма в сфере культуры, проявленного нашими соотечественниками уже в первые же годы советской власти. Например, Михаил Михайлович Андреев-Туркин (1868-1944), репрессированный в 1937 году только за то, что добивался сохранения в городе памятника императору Александру I (кстати, ныне восстановленного), многое сделал для открытия в Таганроге мемориального музея А.П. Чехова. Он добился того, что городские власти выкупили всемирно известный домик у частного лица под музеефикацию в 1920 году. Домик был реставрирован к 1934 году — к 30-летию со дня смерти писателя.



В голодном 1923 году (страна еще не оправилась от потерь гражданской войны) по решению таганрогских городских властей была реставрирована знаменитая Каменная лестница к морю — памятник истории, культуры и инженерной мысли, особенности которой были повторно использованы позднее в Одессе при возведении Потемкинской лестницы.



В 1942 году Пелагея Емельяновна Толкачева, посетив специальный отдел гестапо (Таганрог в это время находился в фашистской оккупации), добилась у немецких властей разрешения на возобновление служб во Всехсвятской церкви, прекращенных двадцатью годами раньше. После освобождении Таганрога в 1943 году она ездила на прием к Сталину и добилась того, что церковь не закрыли. Благодаря настойчивости и энергии этой женщины в городе сохранилась и позднее была реставрирована единственная церковь дореволюционной постройки.



Но это — единичные, не характерные для советской эпохи 1920-1960 гг. случаи реставрации памятников истории и культуры.



Системные реставрационные работы стали складываться лишь в 1970-е годы. В то время во многих регионах страны появились специальные научно-производственные реставрационные мастерские, которые выполняли одновременно и проектные, и проектно-изыскательские, и собственно реставрационные работы. Для выполнения проектно-изыскательских работ в мастерских создавались группы из 8-15 специалистов.



Наибольшие объемы реставрационных работ были выполнены в дворцово-парковых ансамблях под Ленинградом и в городах «Золотого кольца», потому что именно они, привлекая иностранных и отечественных туристов, быстро окупали немалые затраты. С инициативами реставрационных работ в столице связано прежде всего имя замечательного ученого и художника И.Э. Грабаря, архитекторов П.Д. Барановского и Б.Н. Засыпкина. Заметные объемы реставрационных работ выполнялись на Дону и в Приазовье. Созданная в Новочеркасске Ростовская специальная научно-производственная реставрационная мастерская имела проектную группу во главе с Н.Д. Бурдиной-Цацак и три прорабских участка — в Ростове, Таганроге и Старочеркас-ске. Работы велись на восстановлении первоначального облика Старочеркасского Войскового собора Воскресения Христова (эти работы растянулись более чем на 15 лет), лавки Чеховых в Таганроге, дома новочеркасского художника М.Б. Грекова, здания картинной галереи в Таганроге.



В числе первых были реализованы проекты реставрации усадьбы М.А. Шолохова в хуторе Кружилинском и дома в станице Вешенской, в котором писатель жил в молодости.



Однако наивысшего расцвета реставрационные работы в нашей стране достигли к началу 1980-х годов. В это время появилось четко оформившееся разделение, специализация в реставрационном деле на проектно-изыскательские и производственные работы, что видно из практики Ростовской области.



Головной проектный институт «Спецпроектреставрация», созданный в Москве, имел четыре филиала:



• в Ленинграде (и это вполне объяснимо, потому что этот город -колыбель ансамблей русской архитектуры);



• в Таганроге — первом в России городе, построенном по заранее разработанному генеральному плану;



• в Томске — старейшем сибирском городе, имеющем первый к востоку от Урала университет;



• в Ульяновске. Этот филиал-недоразумение, ныне ликвидированный, был создан ради возведения Ленинского мемориала.



Каждый из филиалов имел несколько архитектурно реставрационных мастерских (сокращенно — АРМ), в штате которых было до 30 работников: 2-3 искусствоведа, 2-3 инженера-конструктора, 2-3 сметчика, остальные — архитекторы. Во главе каждой АРМ стояли начальник и главный архитектор.



При головном институте «Спецпроектреставрация» был создан технический совет, на котором рассматривались, обсуждались и утверждались все проекты реставрационных работ, разработанные на местах. Без этой процедуры финансирование на производственные работы не открывалось и не открывается.



Ростовская специальная научно-производственная реставрационная мастерская на грани 1970-1980-х годов была переведена из Новочеркасска в Ростов-на-Дону, где получила более масштабную производственную базу. После 1980 года определилась специализация ее различных структурных подразделений: три прорабских участка выполняли реставрационные работы на объектах Таганрога, Ростова и Старочеркасска. Масштабы реставрации зданий в Новочеркасске были всегда невелики, и с ними справлялся Ростовский производственный участок. Отдельные коллективы осуществляли реставрацию мебели (в Новочеркасске) и иконописи (в Ростове-на-Дону).



После 2 000 года в Ростове-на-Дону появились независимые проектные организации, выполняющие заказы на проектнореставрационные работы: «Донпроектреставрация» и творческая мастерская Союза архитекторов России «Новая Аттика».



События последних двадцати лет губительно отразились не только на масштабах, но и даже на качестве реставрационных работ. Резко сократились ассигнования из бюджета страны, адресованные сфере реставрационных работ. Отсюда — сокращение объемов как проектных, так и собственно реставрационных работ. Система подразделений института «Спецпроектреставрация» сохранилась, хотя и с уменьшенным вдвое штатом, а вот Ростовская специальная научно-производственная реставрационная мастерская распалась. Отдельные ее звенья, брошенные на самовыживание, теперь существуют под разными названиями в разном статусе. Например, мастерская по реставрации икон и произведений изобразительного искусства теперь существует под эгидой Ростовского художественного фонда; реставрация библиографических памятников осуществляется группой специалистов при Донской государственной публичной библиотеке; мебель реставрирует небольшое самостоятельное предприятие в Новочеркасске; реставрацию архитектурных памятников осуществляют по тендеру организации типа ООО «Ренессанс-Дон», что выполняет реставрационные работы в Ростове.



С 1991 года в Таганроге создано самостоятельное строительнореставрационное предприятие «Юг».



Самое ужасное в случившемся состоит в том, что сметная стоимость реставрационных работ определяется по государственным расценкам, а право вести реставрацию получает та фирма, которая по тендеру предложит минимальную стоимость своих услуг. За счет чего? Не за счет ли качества реставрационных работ? Ответ на этот вопрос даст время.
Поделиться в социальных сетях:

Оставить отзыв

Просмотров: 1063 | Комментариев: 0

Оставить комментарий



Строительный Форум
Пользователей: 1
Скрытых: 0
Гостей: 109
Всего: 110

Поиск по блогу
Панель управления
Забыли пароль?
Регистрация
Форум
Строительный Форум

Домик в лесу В такой ситуации лучше отдать предпочтение дому из кирпича. Если не дай бог ...
Какую наружную отделку выбрать для своего жилого дома? АнгелинаАртм (18.04.2017, 11:12) писал:Только не сайдинг, а какие другие ...
Дома из соломы max (25.06.2016, 14:15) писал:Полный абсурд, строить в наше время дом из ...
Как можно уменьшить на 2 мм. толщину кафельной плитки? andreiii (22.06.2016, 11:38) писал:Как можно с тыловой стороны уменьшить на 2 ...
Как построить дом недорого? Дмитрий Ветер (22.04.2017, 02:10) писал:volobueva (18.04.2017, 14:27) ...
Дома на вырост Строится поэтапно - как-то не очень, лично для меня. Всегда находится в ...
Современные технологии строительства деревянных домов Кир (09.07.2017, 12:56) писал:У меня родители хотят деревянный дом. Живут в ...
Комментарии
MAKSIM Мы с другом решили построить большой дом на две семьи своими руками. В итоге мы сэкономили до 50% от ...
Andreybest78 Строительство дома, процесс ни одного дня, очень сложный процесс. Нужен четкий, расчетливый план и с ...
Jerard Построить дом своими руками - это нелегкое и ответственное задание. Но падать духом не стоит, главно ...
valerafa Чтобы построить хороший дом,сначала нужно выбрать отличный участок для него, затем закупить материал ...
valeraf Я считаю, чтобы построить хороший дом, нужно для этого сначала всё закупить и распланировать.Нужно к ...
Опрос
    Какой у Вас дом?