Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


Обсудить статью
Поделиться в социальных сетях:
Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи



Ниже по Москве-реке, на крутом склоне берега, стоит другой выдающийся памятник архитектуры XVI века — церковь Иоанна Предтечи. Отделенная от других зданий Коломенского, глубоким и живописным Голосовым оврагом, храм часто именуется Дьяковской, по названию расположенного рядом села Дьяковского (Дьяково).


Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


В старинных писцовых книгах за 1631—1633 годы записано: „Села Коломенского приселок село Дьяковское, а в нем церковь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи каменная, около церкви в папертях четыре придела, да над папертью придел царя Константина“.

Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


Церковь не имеет подклета. Она состоит из центрального столпа с алтарной апсидой и четырех отдельных башенных приделов, установленных на едином ленточном фундаменте. Фундамент белокаменный. Глубина его различна. Под центральным столпом она достигает трех метров, а под башенными приделами и апсидой значительно уменьшается. Центральный столп имеет специальную алтарную апсиду.

Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


В плане здание представляет собой пять самостоятельных, поставленных на общем фундаменте церквей, имеющих вид двухъярусной башни или столпа. У каждой из этих церквей был свой самостоятельный вход. Позднее такое расположение столпа и башенных приделов повторили в центральной части Покровского собора.


Центральный столп, апсида, башенные приделы и западная галерея конструктивно связаны единой кирпичной кладкой и построены одновременно. Между собой приделы соединены обходной галереей. Общая площадь храма равна 400 квадратным метрам. Башенные приделы и основание центрального столпа имеют форму восьмигранников. По внешнему виду они напоминают деревянные постройки — восьмерики.

Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


При возведении храма древним зодчим были использованы некоторые приемы, часто применяемые при строительстве крепостных стен. Так, внутри центрального столпа переход от восьмерика к барабану сделан в виде нависающей машикули, которая имеет здесь чисто декоративное значение. То же самое сделано в башенных приделах при переходе от восьмерика основания к восьмерику главы.


Сверху центральный столп и башенные приделы перекрыты кирпичными куполами. Высота центрального столпа (без креста) равна 34,5 метрам и башенных приделов (без креста) — 17 метрам. Общая высота храма чуть меньше 40 метров.


Западная галерея перекрыта кирпичным сводом, на котором расположен второй этаж, состоящий из трех помещений. Два из них перекрыты кирпичным сводом и имеют небольшие главки. В одном из этих помещений находился придел Константина и Елены.


Для прохода на второй этаж внутри стены центрального столпа устроена кирпичная лестница. Средняя палата имеет наружную стену на 30 сантиметров толще, чем остальные. На данном участке стены стоит небольшая псковского типа звонница, построенная одновременно с церковью.


Чтобы добиться лучшей акустики, в кладке степ центрального столпа были вставлены специальные сосуды-голосники. На кокошниках их было двадцать восемь и в основании барабана - шестнадцать. Всего снаружи столпа было установлено сорок голосников. Каждый из башенных приделов имеет внутри по восемь голосников. Здание церкви сложено из большемерного кирпича размером 2S? х 14 х 8 см. Для кладки барабана центрального столпа и восьмериков глав приделов был использован маломерный кирпич размером 21 х 9 х 4 см.

Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


Кроме того, маломерный кирпич применялся для выкладки куполов, фигурного профиля звонницы и др. В качестве связующего раствора служила известь с добавлением речного песка. Внутри стен были обнаружены остатки деревянных брусьев, уложенных в кладку. Так, в центральном столпе прослежено несколько горизонтальных рядов таких брусьев, которые по периметру проходят внутри стен всего здания.


Эти брусья не были связями. Сравнительно тонкие, толщиной в 4 —6 см, они быстро перегнили и не могли нести динамические нагрузки. Их, вероятно, заложили в кладку для того, чтобы в момент схватывания раствора придать устойчивость стенам и избежать деформации здания. Для конструктивного крепления здания применялись железные связи. Два ряда таких связей обнаружены в стенах центрального столпа.


Первоначально пол в церкви был сделан из большемерного кирпича, выложенный узором в „елку“. Древняя роспись здания не сохранилась. В 1962 году реставратором Д. ?. Брягиным на куполе центрального столпа были обнаружены следы первоначальной росписи. В центре купола были расчищены остатки нарисованного большого круга, по внеш¬нему краю которого проходила графья. От этого круга по куполу в разные стороны расходились нарисованные кирпичиками спирали. И круг, диаметром в 1,2 метра, и спирали имели красный цвет.


Спирали рисовались так: сначала по гладкой поверхности наносилась довольно большой кистью одна полоса под цвет кирпича. Затем л а линия разделялась на отдельные вертикально стоящие кирпичи известковыми белилами. Линии неровные и сделаны небрежно. Размеры нарисованных кирпичей 10 х 4 см, что примерно совпадает с шириной и толщиной маломерного кирпича.


Под слоем известковой обмазки, на которой нарисованы круг и спирали, в кладке купола обнаружены еще спирали, сделанные из маломерного кирпича. Нарисованные спирали и спирали из кирпича между собой не совпадают. Такие же расходящиеся от центра спирали, сделанные из маломерного кирпича, обнаружены в куполах башенных приделов и куполах Покровского собора. Определить смысл открытой росписи, напоминающей солнце с расходящимися лучами, пока не удалось. Можно предположить, что в основе ее лежит' строительный прием кладки куполов.


Как уже говорилось, храм состоял из пяти самостоятельных храмов. В центре - „Усекновения главы Иоанна Пред¬течи“ и в приделах — „Зачатия Анны“, „Зачатия Иоанна Предтечи“, „Двенадцати апостолов", „Святителей Московских Петра, Алексея и Ионы“. Кроме того, на втором этаже западной галереи находился маленький придел „Константина и Плены“. Сохранилось предание, что церковь была посвящена Ивану Грозному и членам его семьи.


Па основании изучения событий, к которым могли быть приурочены наименования приделов, исследователи относят строительство церкви к 1529 году ожидание рождения Ивана Грозною, к 1547 году принятие Иваном Грозным царского титула, к 1553- 1554 годам — рождение наследника Ивана Ивановича.


Во время реставрационных работ в 1959—1962 годах в различных местах церкви были найдены обломки белокаменных надгробий. Многие из них украшены небольшими треугольниками. Такой орнамент характерен для XVI века. На некоторых надгробиях сохранились остатки надписей и даты. Так. например, в центральном столпе при разборке позднего пола был найден обломок плиты, на котором сохранилась дата 1534 (7042). Кусок другого надгробия, тоже с датой, но 1535 (7043) был встречей при исследовании южной паперти.


Хотя оба обломка обнаружены не на своих первоначальных местах, они убедительно свидетельствуют, что с 1534 года на месте, где стоит храм, было кладбище. Это на первый взгляд подтверждает раннюю дату построения церкви в 1529 году. Однако при реставрации южного портала установили, что одна из первоначальных канителен была сделана из белокаменного надгробия, украшенного треугольным орнаментом.


Последнее дает основание считать, что при строительстве существующего здания церкви уже использовались как строительный материал старые надгробия, и. следовательно, возникновение кладбища относится к более раннему времени.


По всей видимости, сначала была построена деревянная церковь. Это произошло до 1534 года, когда уже существовало кладбище. Спустя не¬сколько лет была построена каменная церковь. Когда было построено данное здание — установить можно только приблизительно. При разборке пола юго-западного придела была найдена плита с надписью: „7059 июня 5 день представится Феафила Самойлова дочь, далее плита повреждена, и сохранились только: « оважена Олекссева сына". На этом надпись, относящаяся к 1551 году, обрывается и остальная часть надгробия гладкая. Надо полагать, что в ожидании наследника Иван Грозный позаботился перестроить и украсить свою старую домашнюю церковь. Нам кажется вероятным, что постройка каменной церкви про¬водилась между 1551 и 1554 годами.

Музей-заповедник "Коломенское": церковь Иоанна Предтечи


Во внешних формах церкви Иоанна Предтечи, так же как и храма Вознесения, получили отражение строительные приемы, традиционные для русского деревянного зодчества. Основание центрального столпа и башенные приделы церкви Иоанна Предтечи по внешнему виду похожи на деревянные восьмиугольные башни.


Башенные приделы храма не имеют специальной алтарной апсиды. Цер¬ковь Иоанна Предтечи хороню вписана в окружающий ландшафт, она монументальна и прекрасна по своей архитектуре. Хотелось бы считать, что ее строил тот же зодчий, что и церковь Вознесения. Однако это не так.


В основе церкви Вознесения лежат законченные конструктивные. строительные и архитектурные решения. Древний зодчий еще до начала строительства заранее произвел расчеты сложной динамической конструкции здания и, возможно, составил необходимые чертежи. Во время кладки конструктивные элементы сооружения были уже предварительно подготовлены, увязаны между собой и не требовали дополни¬тельных исправлений.


Совсем другая картина наблюдается в церкви Иоанна Предтечи. Здесь зодчий делал расчеты по основным конструктивным элементам здания, как-то: фундаменты, столпы, купола и так далее. Между собой эти элементы зданий не были достаточно увязаны. Например, стены башенных приделов не совпадают со своими фундаментами, а основание купола — с окружностью барабана центрального столпа. В процессе строительства зодчий проверял предварительно расчеты на практике и в случае необходимости исправлял их по ходу работы.


Особенно большим переделкам подверглась алтарная апсида. Сначала для нее был сделан белокаменный фундамент воедино связанный с фундаментом остального здания. Однако при возведении стены дуга фундамента оказалась слишком пологой, и апсиду не удалось перекрыть кирпичным сводом. Для исправления первоначального расчета пришлось разобрать часть готовой стены, уменьшить радиус дуги, сделав ее более крутой, и тем самым получить надежное основание для кладки свода.


После исправления дуги стена апсиды в южном углу осталась пере¬вязанной со стеной центрального столпа. В северном углу, где проводились переделки, эта стена только приложена к столпу. Здесь же фундамент па 70 сантиметров выступает за линию стены и апсиды. Внутри здания под не попавший на фундамент угол стены подведено кирпичное основание. Несовпадение фундаментов с основаниями стен башенных приделов отмечены и на Покровском соборе. Но неточностей здесь меньше, и можно предположить, что при возведении собора Василия Блаженного был использован опыт строительства церкви Иоанна Предтечи.


Строя свое здание в близком соседстве с церковью Вознесения, зодчий несомненно учитывал этот факт. Он попытался придать легкость и силуэту церкви Иоанна Предтечи.


Так же как у церкви Вознесения, это впечатление было достигнуто путем искусного применения архитектурного декора. На башенных при¬делах церкви Иоанна Предтечи было установлено три ряда треугольных кокошников, по одному на грань башни. Каждый кокошник нижнего ряда на одну треть своей высоты закрывает соответствующий кокошник верхнего ряда. Получилась своеобразная лесенка кокошников, отличная от системы кокошников церкви Вознесения, где они вырастали из одной точки.


Более простое решение имеет архитектурный декор центрального столпа. На восьмерике основания, завершенного сильно выступающим карнизом, установлено два ряда больших кокошников. Нижние полу¬круглые и верхние треугольные. На углах граней столпа размещены маленькие снова полукруглые кокошники. Основания больших треугольных кокошников расположены выше кокошников нижнего ряда.


Такое их размещение делает силуэт столпа легким и спокойным. Башенные же приделы, украшенные лесенкой убегающих кокошников, как бы догоняют центральный столп. Сочетание высокого спокойною центральною стол¬па с устремленными вверх боковыми, более низкими башнями, принципиально отличается от единого и динамического столпа церкви Вознесения.


В настоящее время силуэт церкви Иоанна Предтечи сильно искажен поздним куполом, который па три кирпича закрывает древнюю по лицу центрального столпа, делая здание несколько массивным.


В конструкции и форме церкви Иоанна Предтечи не прослеживаются архитектурные приемы, характерные для церкви Вознесения и Георгиевской колокольни. Некоторое сходство имеется только с Покровским со¬бором на Красной площади. На шатре собора полукруглые кокошники установлены своеобразной лесенкой, так же как треугольные кокошники башенных приделов церкви Иоанна Предтечи.


Каждый полукруглый кокошник собора своим краем закрывает часть основания верхнего кокошника. Такое расположение кокошников создает впечатление движения, но не динамичного и стремительного, а скрытного, движения роста, движения распускающегося бутона цветка.


Многочисленные высокие башни приделов собора, украшенные причудливыми куполами, разноцветными сейчас и серебристыми в древности, не заслоняют шатер. Последний в своем скрытом движении вырастает из-за окружающих его узорчатых башен в виде большой распускающейся грозди, увенчанной золотой главкой.


Несомненная близость между Покровским собором и церковью Иоанна Предтечи, выразившаяся в общности строительных приемов, плане зданий, конструкции и форме башенных приделов порталов, позволяет предположить, что они строились одним и тем же зодчим.


Кто же был этот замечательный мастер строитель выдающихся памятников древней архитектуры? Русский летописец, рассказывая о начале строительства церкви „Троице на Рву на Москве“ (старинное название Покровского собора), сообщает : „ мастер был Барма с товарищи“.


Сохранился и государев указ конца 1555 года, адресованный в в Новгород, в котором было указано: „Церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву… явится с каменщиками “. Па основе царского указа н сообщения рукописного сборника XVII – XVIII века И. К. Забелин предположил, что Постник — строитель Покровского собора и Постник Яковлев одно и то же лицо.


За четыреста лет своего существования здание церкви Иоанна Пред¬течи неоднократно ремонтировалось и перестраивалось. Особенно крупные работы проводились в XIX веке, когда храм был приходской церковью села Дьяковского. Во время ремонтов растесывались проемы окон, срубались древние порталы, застилались новые полы и гак далее.


В 1900-е годы при устройстве отопления в центральном столпе была полностью уничтожена северная галерея, прорублен белокаменный фундамент, сильно повреждена апсида и два северных башенных придела. Результаты перестройки сказались очень быстро. К 1910 году в центральном столпе и башенных приделах появились многочисленные трещины, стали разрушаться кокошники. Здание нуждалось в срочном ремонте.


После революции, в 1928 году, здание церкви Иоанна Предтечи было передано музею „Коломенское“. Под руководством П. Д. Барановского началась реставрация этого ценнейшего памятника старинной архитектуры. Были разобраны установленный на северной галерее калорифер и поздняя пристройка к западной галерее. Полностью отреставрирован северо-восточный башенный придел, восстановлены древний проем северного окна центрального столпа в два окна, апсиды.


К сожалению, начавшаяся война прервала реставрационные работы. В 1958 году Московская областная научно-реставрационная мастерская возобновила реставрацию церкви. Из-за плохого состояния кровли и стен здание находилось в аварийном состоянии. Под руководством архитектора И. И. Новикова были исследованы древние конструкции и укреплены стены, полностью восстановлены окна, порталы, северная галерея и древний иол. К 1964 году церковь была полностью отреставрирована и восстановлена в своем первоначальном виде.


Центральное место в ансамбле усадьбы было под Двором князя, а позднее Государевым двором. Как уже говорилось, он был из дворца окруженный служебными и хозяйственными постройками. Известно, что великий князь Василий и царь Иван Васильевич стабильно приезжали в свое дворцовое село Коломенское и жили там продолжительное время.


В лицевом своде Никоновской летописи, составление которой относится к XVI веку, имеется несколько миниатюр с изображением Коломенского. На двух миниатюрах — относящихся к событиям 1532 года „Пир великого князя Василия по случаю окончания строительства церкви Вознесения“ и к 1554 году „Получение царем Иваном Грозным известия о взятии Астрахани“ — нарисован дворец. К сожалению, рисунки миниатюр очень условны и не дают правильного представления об архитектуре дворца.


В 1571 году при налете па Москву крымский хан Дсвлет Гирей „приказал спалить двор князя“. После был возведен новый дворец, который с раз¬личными изменениями простоял до 1667 года. Затем на его месте был возведен знаменитый дворец Алексея Михайловича.


Если в XVI веке в Коломенском были построены уникальные памятники церковного зодчества, то XVII век тоже оставил заметный след. Ансамбль существующих зданий, окружавших дворец, сам по себе многое говорит о строительном мастерстве, не утраченном, а приумноженном в последующие века.


Перед дворцом, перед хоромами царя и Столовой палатой выделялись Передние ворота с Часовой башней над ними, с указным часовым кругом, боем часов, с фигурами львов перед ними и с красивыми створами в проемах ворот. В обе стороны от ворот отходили одноэтажные палаты. К югу от ворот тянулись Полковничьи палаты, ближе к дворцу весь южный угол занимал Сытный двор с Поваренной палатой, ледниками, кладовыми, Фряжскими погребами, Уксусной и двумя Клюшничьими палатами.


Эти здания отграничивали Государев двор от Главной площади. Дальше по южной линии шла каменная стена с воротами во фруктовый сад. Западный угол составлял Кормовой двор со Скатертной палатой, кладовой, Поварней, Кислочной поварней, „где піти кислые варят“, и Хлебный двор с Поварней, Бурниковой палатой, кладовой, ледниками.


В Западной стене находились задние хозяйствен¬ные ворота, за ними были две Караульные палаты. Северную линию замыкала кирпичная стена с включенной в нее Казанской церковью; стена соприкасалась со светлицами в саду, и далее шли четыре Приказные палаты, стоявшие также углом, как и Сытный двор и примыкавшие к Передним воротам.


Коровники, Конюшенный и Воловенный дворы были выведены за пределы собственно Государева двора. Они были обособлены и стояли ближе к Москве-реке.
Поделиться в социальных сетях:

Оставить отзыв

Просмотров: 1435 | Комментариев: 0

Оставить комментарий



Строительный Форум
Пользователей: 0
Скрытых: 0
Гостей: 116
Всего: 116

data-ad-format="link">
Поиск по блогу
Панель управления
Забыли пароль?
Регистрация
Форум
Строительный Форум

Подскажите по гамакам Здравствуйте, уважаемые форумчане. Решил украсить у себя двор и сделать ...
Фрезерно-гравировальные станки с ЧПУ и комплектующие [url="https://xn--1-3tbmo.xn--p1ai/"]ООО "ЧПУ ...
Какой дом лучше каркасный или из бруса для постоянного проживания? Добрый день! Вам срочно нужны деньги? Получите нужную сумму уже сегодня! ...
Строительный пылесос какой выбрать? Мой выбор строительного пылесоса - компании Mirka. Мощность, удобство и ...
ХБ РАБОЧИЕ КОМБИНЕЗОНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СПЕЦОДЕЖДА В заводской упаковке! Новые! На комбинезоне 15 карманов. Разные размеры в ...
Фен строительный какой выбрать? Профессионального пистолетного фена хватит с головой. Его плюсы в том, что он ...
Какой фундамент нужен для дома если грунтовые воды близко? Если вам нужно под домом непременно сделать подвал, то можно остановиться на ...
Комментарии
Гриша Такой забор все-таки больше подходит для промышленных объектов.
MAKSIM Мы с другом решили построить большой дом на две семьи своими руками. В итоге мы сэкономили до 50% от ...
Andreybest78 Строительство дома, процесс ни одного дня, очень сложный процесс. Нужен четкий, расчетливый план и с ...
Jerard Построить дом своими руками - это нелегкое и ответственное задание. Но падать духом не стоит, главно ...
valerafa Чтобы построить хороший дом,сначала нужно выбрать отличный участок для него, затем закупить материал ...
Опрос
    Какой дом дешевле построить в 2017 году?